На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта  |  О себе  |  Мои реквизиты  |  Полезные ссылки  |  МОЙ МИР @mail.ru  |  Пишите нам  |

Навигация по сайту

             

Как меня лечили

История моей болезни

История болезни с фото

Рентгенография

Выписки из истории
болезни

Лечение в ЦИТО

Продолжение лечения 

 

Дополнительные
ссылки

Излечи себя сам

О наших болячках

Литература для инвалидов

Православная страничка

Форум

Гостевая книга

Дорогой, ведущая к храму

 

Полезные ссылки
Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Официальный сайт Воронежско-Борисоглебской епархии

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.  Московский патриархатПравославие и Мир

Храмы РоссииПравославное Христианство

Помощь в восстановлении храмов и монастырей  Православный церковный календарь

Липецкая и Елецкая епархия

Объявления на begun
 

СТАТИСТИКА

 

Rambler's Top100

 

Путешествие ко святым местам -
это важная часть православного образа жизни


Костомаровская пещерная обитель
Спасский женский епархиальный монастырь
Справка
В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется
кряж меловых гор – Донское Белогорье.
Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами:
огромными меловыми стопами.

Вопрос о происхождении див и сегодня остается открытым.
Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев,
образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания.
Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды.
Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы.
Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья.
В них располагались не только храмы но и целые монастыри, например,
Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском.
По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается
сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития
православных подвижников.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Пещеры Костомаровской обители

Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника
этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах.
Невольно вспоминается палестинский ландшафт.
Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области.
Не случайно один из подвижников Костомаровской обители отец Андрей называл
ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, вкладывал в эти слова не столько
географический, сколько духовный смысл.
История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников.
Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была
выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей
эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного.
Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства
на Дону происходило не позднее VIII–Х веков во время иконоборческой ереси в Византии.
Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век.
Последний наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие,
когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия,
в подражание подвигу древних отцов.
В начале XX века начинается строительство пещерного храма во имя преподобного
Серафима Саровского (предположительно в год его канонизации – в 1903 году),
но после революции 1917 года оно было остановлено.
Целенаправленное изучение пещер Костомаровской обители было начато лишь
в 70-е годы ХХ века представителями Воронежской секции спелеологии.

В 2000 году выпускником Воронежской православной духовной семинарии
Е.М. Ижогиным была успешно защищена дипломная работа
«История Костомаровской обители».

Эта работа имеет особую ценность, так как в ней впервые был задействован
богатейший архивный материал по истории существования Костомаровских пещер
в ХХ веке.
 

 

Природа края

Свято-Спасская женская обитель

 

Часовня Распятия Господня
В меловом склоне Костомаровской балки на небольшом расстоянии друг от друга
находятся восемь пещер.

Пещерный Спасский храм - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.
В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей.
На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая
представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).
В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов.
В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа,
а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм,
вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением.
В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь
ранее находились мощи православных подвижников этих пещер.
В более позднее время, по рассказам, в одной из стасидий лежала Плащаница
с изображением Успения Пресвятой Богородицы.
Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд
других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать,
на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь
Спаса Нерукотворного.

 

Древний пещерный Спасский храм – место трудов и подвигов многих поколений
христианских подвижников

Собор Спаса Нерукотворного образа

Звонница Пещера покаяния
В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный
во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется
икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо».
Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле.
Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях
повышенной влажности быстро приходило в негодность.
На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов:
по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик,
изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом.
Эта икона Пресвятой Богородицы была передана настоятелем Покровского храма
города Павловска отцом Василием Землянским в дар возродившейся Костомаровской
обители.
Древний пещерный Спасский храм – место трудов и подвигов многих поколений
христианских подвижников.

На всю Россию известна Пещера покаяния, где, по преданию, совершалось
Таинство исповеди.
Затворнические пещеры предназначались для монахов-отшельников.
Среди них пещера столпника – для особо трудного подвига.
Такой подвижник молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли тело
к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение.
Храм преподобного Серафима Саровского был основан в 1903 году,
но его строительство завершилось уже в наши дни, после основания на этом святом
месте Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского
15 января 2005 года. На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой
породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива.
Монахини непременно расскажут паломникам о чудесных случаях явлений преподобного Серафима Саровского, произошедших после завершения строительства храма.
По свидетельству многих паломников, ландшафт местности, где расположена
обитель, напоминает Святую Землю. Есть здесь святая гора Фавор, есть и вершина,
возвышающаяся над пещерными храмами, – Голгофа, есть и Гефсиманский сад.
Костомарово – это то благодатное, намоленное место, где обретается жизнь,
вечная жизнь и спасение.

 

На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов

История обители

Подобно другим многочисленным пещерам Воронежского края, Костомаровские подземелья притягивали к себе горячие сердца простого русского народа, стремившегося к подвижничеству на примере многих русских святых.
В 20–30-е годы ХХ века при пещерах сформировалась небольшая община, состоящая
в основном из местных крестьян, среди которых был и старец-подвижник
Петр Еремеенко, уроженец села Белогорье.
В начале 30-х годов Костомаровские пещеры были закрыты представителями советской власти, и подвизающиеся здесь покинули столь полюбившееся им место, которое вскоре было разграблено и запущено.
В годы Великой Отечественной войны во время немецкой оккупации в Костомаровских
пещерах укрывались русские солдаты.
После известной встречи И.В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием, состоявшейся в сентябре 1943 года, для Русской Православной Церкви наступил более благоприятный период.
В это время начинают открываться храмы, священники возвращаются из ссылок,
ставится вопрос о восстановлении патриаршества.

Теперь и у Костомаровской пещерной обители появилась возможность возрождения.
С декабря 1943 года верующие села Костомарово начали длительную борьбу
за передачу в их ведение пещерного храма.
В течение нескольких лет они обращались к властям с заявлениями по этому поводу.
Наконец община Спасской пещерной церкви получила от местных властей две
долгожданные справки.
Одна – № 05-68 от 29 марта 1946 года – о регистрации религиозной общины,
вторая – о регистрации Владимира Петровича Соломко, проживающего в селе
Нижний Мамон, в качестве настоятеля приходской общины Спасской православной
церкви «с правом совершения богослужения в названной церкви и церковных треб
на дому у верующих по их приглашению».

 

Входы в кельи

Кельи монахов-затворников

На клиресе в пищерном храме Современный вид храма преподобного Серафима Саровского
20 августа 1946 года был зарегистрирован первый церковный совет, в который вошли
Евдокия Степановна Шкарупина, Трифон Никифорович Бондарев, Владимир Петрович
Соломко.
Большую роль при храме играла и Мария Ивановна Гашенко: имя ее упоминается в архивных документах. Верующие, приходившие в обитель, часто называли ее просто: матушка Мария.
Необходимо также отметить важную роль в возрождении православной обители
Марии Семеновны Герасименко, которая проживала в соседнем селе Юдино.
Верующие со всей округи приносили ей продукты, одежду и другие пожертвования,
которые она передавала подвизавшимся здесь подвижникам в пещеры.
Община, сформировавшаяся вокруг Спасского пещерного храма, чем-то напоминала
монастырь, в который приезжали паломники, верующие из дальних сел
(Костомаровский храм был единственным в округе), а также болящие и страждущие.
Они останавливались в большом деревянном доме, находящемся внизу балки у ручья,
напротив входа в пещеры.
В пристройке этого дома находилась библиотека, которая считалась очень богатой
по тем атеистическим временам.
В ней были собраны богослужебные и вероучительные книги со всей округи.
Матушка Мария, уставщица обители, давала их читать всем жителям окрестных сел,
которые желали просветиться светом Истины.
В это тяжелое время жизнь в обители протекала скромно, как, впрочем, и везде
окрест: отопление печное, электрического освещения не было.

Благодаря большому количеству верующих жертвователей удалось собрать много
икон (в том числе для иконостаса; некоторые иконы сохранились до наших дней),
между прочим и древнего письма.
В те голодные годы верующие люди приносили в обитель все необходимое для ее
существования.
Прихожане из дальних сел, а также паломники получали здесь кров и пищу.
Общая молитва дополнялась общим трудом во славу Божию.
После войны обитель довольно быстро встала на ноги.
Пополнялась ризница, было образовано три хора.
Службы отличались строгим соблюдением устава и благолепием.
По воскресным и праздничным дням совершались всенощное бдение и Литургия...
По дороге в храм верующие пели акафисты.

В то атеистическое время открытая молитва и богослужение являлись подвигом
во имя Христа.
Всякий приходящий в храм и всякий совершающий в нем службу рисковали не только
собой, но и своими близкими. Но верующие во Христа всегда уповают на помощь Его.
 
В этой нише (справа) в пещерном Спасском храме ранее находилась плащаница Пресвятой Богородицы, а возможно, в древности здесь покоились мощи святых Молитва веками звучит под
пещерными сводами Спасского храма
Особенно опасно ходить в храм стало во время вновь начавшихся гонений на Церковь при Н.С. Хрущеве.
15 декабря 1958 года местные власти получили указание Совета по делам Русской
Православной Церкви «О работе по прекращению паломничества и закрытию
“святых мест”».

Это послужило сигналом к началу действий, направленных на закрытие обители.
Недолго думая, местные власти нашли формальный повод для закрытия Костомаровских пещер: непригодность пещерного храма для эксплуатации.
Так закончила свое существование Костомаровская православная община.
Проживавшие постоянно при пещерах были вынуждены их покинуть.
Сохранившееся имущество было частично конфисковано властями, а частично сдано
самими верующими в епархию.
Однако духовная жизнь не прекратилась – небольшая группа верующих тайно
продолжала собираться в 60-е (по некоторым данным, даже и в 70-е) годы в одной
из скрытых пещер и молиться там в течение нескольких суток.

Властям казалось, что с Костомаровской обителью покончено раз и навсегда.
Наружные постройки были полностью сожжены и разрушены.
Стены пещер, оставшиеся без присмотра, начали покрываться бесчисленными
автографами любопытных посетителей.

Но вынужденные покинуть эти места подвижники помнили предсказания старцев,
согласно которым жизнь в пещерах должна возродиться.
В 1993 году под руководством благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение здесь православной обители.
Первая служба прошла в пещерном храме Серафима Саровского.
Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом.
Но благодать Божия и соборная молитва скрасили все бытовые неудобства.
Простые верующие расчищали пещеры, подводили электричество.
По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был заложен
фундамент под наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы
«Взыскание погибших», строительство которого завершилось уже в наши дни.
В 1997 году в возрождающейся обители появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия.
Общее руководство по устройству здесь женского монастыря переходит теперь
в руки матушки Серафимы (Ивановой).
В скором времени при Костомаровских пещерах появился и постоянный
священник – иеромонах Кирилл (Россихин).
Строительство продолжалось: отреставрировали пещерный комплекс, возвели
сестринский корпус с домовой церковью, к обители провели асфальтированную дорогу.
1 апреля 1999 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Устав
Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря, зарегистрированный
31 декабря 1999 года Управлением юстиции администрации Воронежской области.
Именно с этого времени, на самом исходе ХХ века, при Костомаровских пещерах
начал официально функционировать женский монастырь, уходящий своими корнями
в глубокое прошлое.
Настоятельницей монастыря была назначена старшая монахиня Серафима,
произведенная вскоре в сан игумении.
Со всех уголков нашей страны нескончаемым потоком движутся сегодня паломники
в Спасскую обитель.
Тянутся в монастырь и местные жители, отогревая свои огрубевшие в безбожное
время души.
 
Царские врата пещерного храма преподобного Серафима Саровского

Распятие - икона, вырезанная на меловой стене пещерного храма
преподобного Серафима Саровского
Храмовая икона Божией Матери "Взыскание погибших"
 
 

Паломники, идя поклониться кресту на вершине «Костомаровской Голгофы»

Подвижники благочестия Костомаровской обители

Блаженный Петр
Блаженный Петр носил официальную фамилию Еремеенко, а уличную – Зиньков.
Односельчане чаще всего звали его просто Петрушка.
Это имя ему было дано по причине его юродства. В родном доме в селе Белогорье
отец Петр проживал совершенно один.
По словам очевидцев, обстановка здесь была крайне бедная, а на стенах висели иконы.
Ходивший круглый год в одной и той же длинной грубой домотканой шерстяной одежде,
подобной пальто, говоривший притчами, часто используя присказку «А подай тиби»,
Петр рано прослыл за блаженного.
Люди часто обращались к нему за помощью, особенно во время болезней,
и по его молитвам получали исцеление.
Местные жители спрашивали у него советов, которые он почти всегда давал
в иносказательной форме.
Блаженный предсказал изменения в общественной жизни односельчан после революции 1917 года, а незадолго перед Великой Отечественной войной начал делать на дороге в селе небольшие холмики из пыли, напоминавшие могилы.
В районе понтонной переправы через Дон он говорил, что трава здесь будет красной.
И действительно, 6 июля 1942 года фашистская авиация бомбила Белогорскую переправу.
При этом погибло очень много людей.
Известно также много случаев, когда блаженный исцелял больных.
За лечение он не брал никакой платы, если же кто-то приносил продукты – принимал
их, но не всегда.
Помимо Белогорских пещер, отец Петр жил и в Костомаровских подземельях.
Рассказывали, что небольшую пещеру в горе, неподалеку от подземных
Костомаровских лабиринтов, он вырубил в мелу сам.
Также говорили, что он принимал активное участие в благоустройстве
Спасского пещерного храма.
Покидая Костомаровские пещеры, отец Петр говорил: «Сейчас Петрушка,
а потом будет Андрюшка». Этим он предсказал появление в обители другого
подвижника – отца Андрея.

В скором времени вернувшегося в Белогорье отца Петра арестовали.
И хотя против Советской власти блаженный Петр не выступал, это никак не смягчило
его участь.
Его, по словам односельчан, обвинили в религиозной агитации.
Когда арестованных белогорцев привезли в Острогожскую тюрьму, он сказал им:
«Не бойтесь, вас не тронут». И действительно, в то время, когда других водили
на допрос, белогорцев не трогали.
Вдруг по тюрьме пронесся слух, что отец Петр таинственным образом исчез из своей
камеры.
Возможно, чтобы опровергнуть это, тюремщики вынесли из одной камеры человеческое тело с закрытым лицом и, указывая на него, сказали, что это тело блаженного Петра.
Вскоре арестованных белогорцев отпустили, но отца Петра больше не видели.
И сегодня блаженный продолжает помогать тем, кто обращается к нему с молитвой.
Паломники, идя поклониться кресту на вершине «Костомаровской Голгофы»,
обязательно заходят помолиться в часовню, сооруженную на месте памятного креста
с надписью «Священноинок Петр».

 

Отец Андрей
Предсказание отца Петра: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка», – сбылось после открытия пещер в послевоенное время.
Отец Андрей (в миру Андрей Васильевич Попов) – уроженец села Клеповка
Бутурлиновского района Воронежской области.
Он сам вспоминал о себе: «Остался я сиротою от матери в 5 лет и до 12 лет жил
с родным отцом. Он дал мне благословение идти на Божий путь».
Отец Андрея умер, когда мальчику исполнилось 12 лет.
Андрея взяли к себе родственники. Мальчик вырос, и его стали принуждать жениться
на племяннице снохи, лицо которой было обезображено оспой.
Родственники сказали ему: «Если не женишься – иди куда хочешь».
Андрей был вынужден согласиться с невольным браком.
Обет служения Богу Андрей Васильевич дал в одном из сражений во время
Великой Отечественной войны.

Вернувшись после войны домой, он стал часто ходить в дома, где собирались
верующие односельчане для совместной молитвы, так как действующего храма
в селе не было.
На это его жена заявила: «Будешь ходить туда – отрублю голову».
Тогда Андрей Васильевич решил покинуть свой дом и направился в Костомаровские
пещеры, слава о которых шла далеко в округе.
Вскоре Господь сподобил этого великого подвижника даром прозорливости,
и к Андрею стали относиться как к старцу, спрашивая совета в разных
обстоятельствах. Отец Андрей, подобно Петру, возложил на себя подвиг юродства,
отвечая на многие вопросы иносказательно и не всегда понятно на первый взгляд
(об этом свидетельствуют жители села Костомарово).
Незадолго до полного закрытия Костомаровской обители представители безбожной
власти во главе с председателем сельского совета села Юдино жестоко избили
отца Андрея.
Мучители жгли его бороду свечами, издевались над ним и хотели арестовать.
Но Господь этого не допустил.
А вот председателя сельского совета вскоре после бесчинства парализовало,
и он искал отца Андрея, чтобы просить у него прощения.
Но найти не смог, так как тот скрылся от людских глаз, начав новый тяжелый
подвиг – подвиг затворничества.
Подобно древним подвижникам, отец Андрей затворился в скрытой от посторонних
глаз пещере, проведя здесь в посте и молитве 13 лет.
Только Господь знает, какие телесные подвиги пришлось понести ему, учитывая,
помимо всех прочих трудностей, труднопереносимые условия жизни в пещерах –
большую влажность и холод.
Но для любого подвижника не это является самым трудным, а та брань, которую,
по словам апостола, приходится вести «не против крови и плоти, но против...
духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Отец Андрей так писал об этой борьбе:
«Часто бываем разбиты от ударов вражеских сил <...>

нападает тоска и печаль, но Господь посылает небесную силу побеждать врагов».
Во время пребывания в затворе отец Андрей написал много «псалмов» – простых,
порой незамысловатых поэтических произведений.
В них чувствуется глубина искренней веры отца Андрея, его духовные скорби
и радости.
Автор отразил некоторые факты своей биографии, а также
нравоучительный аспект Православной веры и пророческие видения, понять которые
из-за их образности порой весьма сложно.
Вот, например, один из «псалмов»:
 
Радостно, радостно шествую в путь в вечный покой, где могу отдохнуть.
Хоры спасенных навстречу пойдут,
радостно к вечному дому зовут…
В вечности утро там ярко взойдет,
смерти не будет и горе пройдет.
Дивному Богу тогда воспою,
радостно в вечно прекрасном раю.

Находясь в затворе, отец Андрей написал также акафист «Второму пришествию
Иисуса Христа»
и перерисовал красками (используя вместо кисточки спичку)
изображение Киево-Печерской Лавры 1805 года.
В пещере-келье, где затворился отец Андрей, от Вознесения до Успения не загорались
свечи и лампады.
В полной темноте он клал со слезами поклоны.
И лишь когда наступал праздник Успения Пресвятой Богородицы, келья озарялась
светом – от полученного свыше разрешения гореть огню.
Почему свет загорался лишь на Успение? Возможно потому, что древний подземный храм мог быть освящен именно в честь этого праздника.
По истечении 13 лет отец Андрей выходит из затвора и начинает странствовать
по святым местам. Закончилось данное ему свыше послушание.
По рассказам некоторых очевидцев, ко времени выхода отца Андрея из затвора
он уже носил сан архимандрита.
За несколько лет до смерти отец Андрей тяжело заболел и был вынужден оставить
подвиг странничества.

Он поселился в одном из сел Лискинского района в благочестивой семье.
Умер отец Андрей в 1982 году и похоронен на кладбище одного из сел Лискинского
района.
Верующие, чтущие память отца Андрея, приходят на его могилу со своими
бедами и обращаются к нему за помощью, получая ее.
После смерти сбылись некоторые предсказания отца Андрея.
Так, он говорил, что наступит время, когда будет совершаться большое количество
богослужений, священников будут показывать по телевидению.
Храмы построят даже там, где их не было. По дорогам будут поставлены иконы.
Предсказывал отец Андрей и возрождение Костомаровской обители.
Обращаясь к одной из верующих, он говорил:
«Пташечка моя, сколько будет во Святом Новом Иерусалиме матерей».
Новым Иерусалимом он называл Костомаровскую обитель, которую воспел
в своих «псалмах»:

И царство получите в небесном раю за то, что ходили на гору мою.
И венцы золотые получите вы
за то, что посещали источники мои.
И славьте вы Бога, и славьте Творца, и Матерь Святую во век без конца.

 

И. Прокофьева, фото
По материалам: Паломнический центр МП www.poklonnik.ru
Книга:
Вернуться на главную раздела:
Православная страничка - НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ
 
  На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ сайта
 

Мученицы Вера,
Надежда, Любовь и
матерь их София

 

Путешествие ко
святым местам
Паломнический центр

Монастыри Задонска

Свято - Тихоновский
Преображенский женский
монастырь

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Икона преподобного
Серафима Саровского

Икона Божией Матери "УМИЛЕНИЕ"

Иконы вырезанные на
меловых стенах
пещерного храма

  Реклама от Google

 

 

|  О себе  |  Мои реквизиты  |  Полезные ссылки  |  МОЙ МИР @mail.ru  |  Пишите нам  |  Форум  |  Гостевая книга  |

Последнее обновление:
11.02.2016
Желаю всем здоровья ! Проект: vitalij prokofev
 

 

 

Сайт  www.i-alive.ru работает  © 2007 года